- Главная
- «Brass. Бирмингем»
Одна из самых известных игр в мире, уверенно занимающая первые места рейтингов! Вы перенесётесь в эпоху индустриальной революции в Англии и постараетесь построить собственную промышленную империю. Вместе с соперниками вы создадите изменчивую экономику региона, в которой востребованность ресурсов и предприятий будет зависеть от ваших решений. «Бирмингем» — переработанная версия классического Brass с бо́льшим количеством зданий, стимулирующая экспериментировать с путями развития из партии в партию.
Вы предчувствуете: промышленная революция на подходе! И где встречать её расцвет, как ни в Бирмингеме? Местные угольные месторождения — залог успеха. Но вы же хотите большего? Вы знаете, будущее за магнатами, владеющими промышленными агломерациями. Возглавьте собственное быстрорастущее предприятие: создавайте и развивайте новые отрасли, умножайте доходы и обходите конкурентов. Докажите всем, что вы самый находчивый делец!
«Brass. Бирмингем» — это переработанная версия самой известной стратегии Мартина Уолласа о создании и развитии собственной промышленной империи. В процессе переиздания и усовершенствования игры Brass (эта версия получила название «Brass. Ланкашир») её авторы разработали отдельную игру — «Brass. Бирмингем». Получилось достойное переосмысление оригинала: переработанные механики и три новых вида предприятий! Для многих эта версия стала любимой — именно она стабильно находится на вершине топа сайта BoardGameGeek. Однако споры, что же предпочесть — «Ланкашир» или «Бирмингем» не утихают до сих пор! У каждой версии игры много поклонников. Попробуйте обе и решите, какая из них понравится больше именно вам!
«Brass. Ланкашир» и «Brass. Бирмингем» базируются на одних и тех же механиках, но отличий в правилах достаточно, и обе игры обладают своим темпом и своим набором разных путей к победе. В любом случае оригинальная концепция ссуд как игровой механики, придуманная Мартином Уолессом, в сочетании с логистическими задачами сделали Brass современной классикой.
«Brass. Бирмингем» — это история о конкурирующих предпринимателях в период английской промышленной революции в 1770—1870 годах. В основе игры те же правила, что и у «Brass. Ланкашир». Все действия в игре вы будете совершать с помощью карт городов: строить и модернизировать различные предприятия, налаживать между ними сообщение по водным каналам и железным дорогам, доставлять готовую продукцию заказчикам, чтобы построить собственную индустриальную империю и стать главным промышленником, победив конкурентов.
Игровой процесс более напряжённый, чем в игре-предшественнице: семнадцать фунтов в качестве стартового капитала, а уголь и железо стоят дороже. Также в игре появился новый ресурс — пиво — и жетоны коммерсантов. Типы предприятий переработаны: их стало больше, а их параметры разнообразнее. Добавлены карты-джокеры, которые составляют отдельную колоду и дают возможность строить любое предприятие в любом городе.
«Бирмингем» даёт вам совершенно новый игровой опыт, поскольку, хоть игра и сохранила базовые концепции Brass, многое было изменено: начиная от процесса подготовки к игре и переосмысления доступных игрокам действий до добавления новых механик и целых отраслей производства, таких как пивоварение. «Бирмингем» одновременно похож и не похож на «Ланкашир». Можно сказать, что обе игры дополняют друг друга, открывая бессмертную классику «Брасс» каждая со своей стороны.
Обзор от Елены Шкутковой поможет вам быстро познакомиться с игрой:
Сравнение обеих версий можно посмотреть в этом видео на канале Geek Media:
Также две игры сравнивает в своей интересной статье Александра из блога «Пронастолки».
Для тех, кто перешёл к этому разделу сразу, немного повторимся и расскажем о предыстории обеих игр.
И «Ланкашир», и «Бирмингем» — потомки легендарной игры Brass, выпущенной в 2007 году. Её автор Мартин Уоллас готовил к 2017 году переиздание. Но за 10 лет у него накопилось огромное количество идей — как своих, так и преданных фанатов. В результате у него получились две версии: «Ланкашир» больше похож на оригинальный Brass, но улучшенный, а «Бирмингем» — его переосмысление с новыми механиками. И обе они пользуются невероятным успехом: «Бирмингем» давно расположился на 1-м месте в топ-100 всех игр по версии сайта BoardGameGeek, и на 1-м же — в топе стратегий, а «Ланкашир» — на 20-м и 15-м соответственно.
Каждая из этих игр имеет шансы покорить вас, но какая подходит больше именно вам? Основа у обеих одинаковая: и там, и там, вы будете налаживать сообщение между городами, строить предприятия, производить ресурсы, тратить их на строительство новых предприятий или отправлять на продажу. Вместе с соперниками вы создадите изменчивую экономику региона, на которую будет влиять стиль игры каждого из вас.
Обе версии обладают своим темпом и своим характером. В этом разделе мы собрали все отличия в правилах, чтобы помочь вам составить впечатление.
Рассмотреть потрясающие компоненты делюкс-версии обоих игр и сравнить их можно в атмосферной видеораспаковке на канале ZUNDRA GRAPES:
Рекомендованное количество игроков
В обе игры можно играть составом от 2 до 4 игроков. «Бирмингем» хорошо масштабируется, и при игре вдвоём вы сами сможете решать, насколько плотно хотите взаимодействовать и насколько агрессивно играть. А в «Ланкашире» есть ещё дополнительная сторона игрового поля для двоих игроков, которая не позволит вам уворачиваться от прямого конфликта. При этом вы по-прежнему можете играть в «Ланкашир» вдвоём и на карте для 3—4 игроков, где попросторней и меньше поводов подрезать друг друга.
Разное количество зданий и их типы
В обеих версия вы будете строить сеть промышленных зданий — в их типах и правилах, по которым они работают, заключены основные различия, делающие две версии разными играми.
К производственным зданиям «Ланкашира» (угольные шахты и литейные) в «Бирмингеме» добавляются пивоварни, а к фабрикам (текстиль) — ещё гончарные мастерские и мануфактуры. Гончарные мастерские в некотором роде замещают верфи «Ланкашира»: механизм похож, но адаптирован под новые игровые условия. Кроме того, в «Ланкашире» есть здания, связанные с продажей товаров, — это порты. В «Бирмингеме» их нет, и продажи осуществляются иначе — через посиделки за бочонком пива.
Конечно, всё это создаёт пространство для разных тактик и влияет на динамику соперничества. В «Ланкашире» меньше зданий, но больше решений, связанных с выбором контрольных местностей на карте, без которых сеть не будет эффективна, отчего многие находят его более лаконичной игрой. В «Бирмингеме» больше типов зданий и больше решений, связанных с выбором, какие типы развивать, что создаёт больше путей к победе. Однако в обеих версиях сильны обе составляющие: и тактическая, и стратегическая.
Действие продажи
Вместо портов, через которые игроки продают товары в «Ланкашире», используя свою транспортную сеть, в «Бирмингеме» — жетоны коммерсантов. Их не нужно строить, области для них расположены по краям карты. Чтобы продать что-то коммерсанту, игроку нужно дотянуть до его области свою транспортную сеть. При этом жетоны коммерсантов каждую партию перемешиваются и выкладываются в случайные области, так что раз от раза потребность в определённых ресурсах будет сосредоточена в разных местах карты.
Эта особенность «Бирмингема» дарит ему дополнительную реиграбельность. Но порты «Ланкашира», а точнее борьба за их строительство и использование, создают в этой версии основные точки напряжения между игроками.
Использование сырья
В отличие от железа, которое всегда доступно к покупке на рынке, и угля, которое доступно к покупке, если вы наладили сообщение с коммерсантами, бирмингемское пиво можно только произвести. А использовать его могут точно так же все игроки, чья транспортная сеть это позволяет. Пиво — востребованный ресурс, необходимый для продаж, а потому основные точки напряжения строятся в «Бирмингеме» вокруг него.
Действие разведки
Действие разведки — новшество «Бирмингема». Этим действием можно обменять две карты с руки на два джокера: с предприятием и с местностью. В «Ланкашире» же можно потратить оба действия, доступные в свой ход, и две карты с руки на строительство любого доступного предприятия в любом месте. Механизм, задействованный в «Ланкашире», игроку обходится дороже, но даёт возможность сделать что-то решительно немедленно, а не получать джокеров предварительно, что хорошо сочетается с уровнем кризисности этой игры. Механизм «Бирмингема» даёт игроку больше гибкости в планировании на будущее, ведь карты джокеров остаются на руках до их розыгрыша на любом последующем ходу, что хорошо сочетается с разнообразием стартовых условий этой игры.
Действие ссуды и деньги
Вы начинаете партию в «Ланкашир» с 30 монетами (25 для двоих игроков), а в «Бирмингем» — с 17. Пополнять капитал можно в том числе с помощью действия ссуды, которое даёт мгновенные деньги, но уменьшает доход в целом. «Ланкашир» позволяет вам контролировать свои долги, выбирая ссуды на разные суммы, в «Бирмингеме» вы всегда берёте 30 монет за раз.
Да, в «Бирмингеме» вы сильнее ограничены в начале игры, но деньги нужны вам только для развития, они не приносят победных очков. В «Ланкашире» же — приносят, а из-за этого в конце второй эпохи ссуды станут недоступны.
Какая игра понравится вам больше, можете знать только вы! Поклонники «Бирмингема» хвалят свою любимую игру за разнообразие условий и стратегий, а поклонники «Ланкашира» свою — за изящество. Обе игры знамениты тем, что, являясь яркими представителями еврошколы, при этом доверху наполнены взаимодействием. Играя в Brass, вы чувствуете, как совместно создаёте экономику региона: каждое ваше решение имеет влияние, вашу стратегию стратегию потребуется адаптировать под стратегии соперников, а для этого неплохо бы научится предугадывать их планы. По нашему мнению, к «Бирмингему» стоит присмотреться тем, кто любит более комплексные игры и разнообразные стартовые условия, а к «Ланкаширу» — любителям чистого прямого противостояния.
Сравнительное мнение про обе игры от канала «Твой игровой»:
Рассмотреть потрясающие компоненты делюкс-издания игры можно в коротком видео на канале YouLost:
Ознакомиться с игровым процессом можно в летсплее на канале Beznal 72:
Партия длится две игровые эпохи: эпоху каналов (1770—1830) и эпоху железных дорог (1830—1870), разбитых на раунды. Их количество зависит от количества участников в игре.
Все действия совершаются с помощью карт из личной колоды: местность или тип предприятия указывают вам, где на карте вы можете выполнить действие. В свой ход вы выполняете 2 действия (можно одинаковые):
- Строительство предприятия. Вы выкладываете со своего личного планшета на поле жетон предприятия наименьшего уровня. За некоторые необходимо будет заплатить углём или железом.
- Модернизация предприятия. Вы сбрасываете с личного планшета жетоны меньших уровней — теперь при строительстве вам будут доступны более сильные предприятия, приносящие больший доход или большее количество победных очков.
- Сообщение. Развитие путей водного и железнодорожного сообщения от локаций, уже входящих в вашу транспортную сеть, к новым местам.
- Продажа произведённых товаров. Производственные здания, соединённые сетью дорог с жетонами коммерсантов, дают возможность обменять товары на деньги или победные очки.
- Получение денег в качестве ссуды. Пренебрегать ссудами не стоит, но большое количество долгов уменьшает ваш доход.
- Разведка. В «Бирмингеме» появились джокеры. Теперь вы можете сбросить 2 карты с руки, чтобы взять карту джокера-предприятия или джокера-локации. Сброшенные джокеры возвращаются на игровое поле!
- Если вы не можете или не хотите выполнять действие, вы можете пропустить ход. Но в этом случае вам всё равно нужно сбросить одну карту с руки. Стоит ли говорить, что таких ситуаций нужно стремиться избегать! В конце хода вы пополняете руку до 8 карт.
Порядок хода в следующем раунде зависит от того, кто потратил меньше денег в прошлом раунде — он будет ходить первым, а дальше игроки выстраиваются в порядке возрастания трат. Затем все получают доход и начинается новый раунд.
Победные очки начисляются два раза за игру — в конце каждой эпохи. Ваши жетоны сообщения приносят вам столько очков, сколько символов сообщения в примыкающих к ним локациях. Ещё очки приносят построенные предприятия, но не любые, а только перевёрнутые (те, что выполнили свою функцию). Мало заработать денег и настроить зданий, нет, вы должны создать работающую сеть востребованных предприятий.
В «Бирмингеме» изменился состав зданий. К текстильным фабрикам прибавились гончарные мастерские и мануфактуры. Мануфактуры похожи на текстильные фабрики, но каждый уровень не просто даёт победные очки, а ещё и уникальные награды, что делает их развитие более универсальным и более сложным. Гончарные мастерские приносят очень много победных очков, но за них вам придётся раскошелиться. Здания переворачиваются, когда вы выполняете действие продажи. Успех торговли зависит от продуманности вашей транспортной сети!
Вместо портов теперь жетоны коммерсантов — их не нужно строить. Однако фундаментальной частью культуры Бирмингема стало пивоварение. Коммерсанты расположены по краям игрового поля — каждый из них изначально ищет определённый тип товара. Чтобы продать им хлопок, керамику или промышленные товары, вы также должны «смазывать колёса промышленности» пивом. Например, 1 пиво потребуется, что перевернуть текстильную фабрику первого уровня. В растущих поселениях не всегда хватало чистой питьевой воды, поэтому пиво часто становилось самым доступным и безопасным напитком. За трату бочонков с пивом вы будете получать дополнительные награды, изображённые в локациях рядом с жетонами коммерсантов.
Ваши угольные шахты и литейные заводы приносят уголь и железо. Они перевернутся, как только с них будет снят последний кубик сырья. Железо с заводов будут тратить все игроки при строительстве новых предприятий, причём не важно, на чьём заводе оно лежит и соединён ли тот транспортной сетью с новой локацией. Игроки просто снимают нужное им количество кубиков железа с поля. Да, вы можете произвести железо, в надежде потратить его на строительство, а им может воспользоваться другой игрок. Но, во-первых, очки за завод получите всё равно вы, а, во-вторых, всё это создаёт саморегулирующуюся экономику. Железо всегда можно купить, и расценки напрямую зависят от того, насколько сейчас в индустрии избыток или нехватка.
Уголь тратится похожим образом, но есть два важных отличия. Во-первых, уголь необходим для строительства железных дорог. Во-вторых, нельзя взять уголь с любой шахты на поле, только с ближайшей соединённой транспортной сетью. Исторически это объясняется тем, что предприятиям в те времена требовалось относительно мало железа, поэтому его могли перевозить и просто в запряжённых лошадьми телегах. А вот угля добывалось огромное количество и транспортные сети создавались с учётом его производства.
В итоге вы и ваши соперники создаёте единый живой организм из предприятий, каналов, железных дорог и рынков, где всё переплетено и любое изменение влияет на возможности всех игроков! Brass требует от вас быть гибким, но способным планировать далеко вперёд, а понимание динамики промышленной революции и умение извлекать из этого выгоду будут расти с каждой партией.
В игре «Brass. Бирмингем» 76 карт размером 63 × 89 мм.
Правообладатель сменил фабрику производства игры, и мы проверили, как сидят на картах нового издания наши фирменные протекторы. Они подходят хорошо, но учтите, что сидят на картах впритык, практически без запаса сверху.
Вам понадобится 1 пачка протекторов Crowd Games или 2 пачки протекторов Crowd Games Premium для карт 63 × 88 мм.
Мартин Уоллас — один из самых известных и уважаемых разработчиков настольных игр в мире. Каждый из этих шедевров входил в своё время в сотню лучших игр сайта BGG: Railways of the Word, Steam, Age of Steam — а теперь входят обе версии Brass! Также он является автором таких известных игр, как «Лондон» и «Плоский мир. Анк-Морпорк».
Гэван Браун — графический дизайнер, разработчик и издатель. В 2014 году он получил главную канадскую премию в области разработки игр — Canadian Design Awards. Будучи руководителем издательства Roxley Games Гэван выпустил такие хиты как Eminent Domain и Santorini. Мартин Уоллас — его любимый геймдизайнер.
Мэтт Толман — разработчик, двукратный лауреат премии Canadian Design Awards, автор Undermining и Super Motherload. Разработка настольных игр является его основной профессией.
Давид Форе и Лина Коссетт — семейная пара французских художников из Квебека, скрывающаяся под псевдонимом мистер Каддингтон. Они проиллюстрировали множество настольных игр, среди которых «Чартерстоун», Unfair и Santorini.
Дамьен Маммолити — известный канадский художник, сотрудничающий со многими игровыми компаниями: от CD Projekt Red и SEGA до Pazlo Publishing и Fantasy Flight Games. Крайне рекомендуем заглянуть на его страницу на ArtStation и посмотреть на невероятные игровые поля без наложенных надписей и иконок. Оно того стоит!
Tom Vasel, The Dice Tower
Joel Eddy, Drive Thru Games
Richard Ham, Rahdo
Сергей Мисюченко, Beznal 72
Обзор игры на канале Саши Настолочкиной:
Летсплей на канале Beznal 72 (часть 2):
Обзор на канале Man vs Meeple (c русскими субтитрами):
Летсплей на канале «Твой Игровой» (часть 1):
Летсплей на канале «Твой Игровой» (часть 2):
Правила игры «Brass. Бирмингем» на русском языке от Crowd Games.
Страницы игры на сайтах «Настолио», BoardGameGeek и «Тесера».
Страница игры «Brass. Ланкашир» на нашем сайте.
Текстовый обзор от «Бородатого блога».
Текстовый обзор от пользователя sNOwBODY.
Текстовый обзор на сайте Board Game Community.
Текстовый обзор в блоге Frogged Dice.