- Главная
- «Brass. Ланкашир»
«Brass. Ланкашир» — улучшенное переиздание классического Brass, с новым дизайном. Это стратегия, известная высочайшим уровнем взаимодействия между игроками. Вы перенесётесь в эпоху индустриальной революции в Англии и постараетесь построить собственную промышленную империю, возводя промышленные и управленческие постройки, и соединяя здания в игре в эффективную сеть. Экономика региона напрямую зависит от стиля игры — вашего и соперников, ведь пользоваться чужими постройками смогут все, а значит, вы сможете влиять на востребованность разных ресурсов и предприятий.
Поговорку where there’s muck there’s brass можно перевести приблизительно так: «грязи бояться — без медяков остаться». Вы тоже отлично это понимаете, верно? Огромную индустриальную империю не построишь, не запачкавшись немного в грязи: будь то уголь или решение увести у конкурента из-под носа так необходимый ему участок для строительства.
Впереди — промышленная революция, и вы чувствуете, что сейчас — самое лучшее время для решительных действий. Пара ссуд в банке, пара заводов — и вот уже ваш доход позволяет открыть новую ветвь индустрии. Но не перехитрят ли вас конкуренты? Будьте внимательны и держите нос по ветру, новые эпохи всегда несут новые возможности!
Сегодня игра Brass не нуждается в особом представлении: практически каждый настольщик слышал о серии, которая давно обосновалась на вершине рейтинга лучших настольных игр мира! Самая известная стратегия Мартина Уолласа о создании и развитии собственной промышленной империи увидела свет в далёком 2007 году. Идут годы, выпускаются сотни тысяч новых игр, а Brass по-прежнему остаётся в числе лучших игр всех времён.
Причём в рейтинге вы встретите сразу две версии этой игры! Дело в том, что, приступив к переизданию Brass, Мартин Уоллас и команда Roxley Games увлеклись и разработали ещё одну игру, похожую, но самостоятельную — «Brass. Бирмингем». А переизданная версия оригинальной игры получила название «Brass. Ланкашир». Авторы улучшили игру не только внешне (она стала, пожалуй, одной из самых красивых настольных игр, что мы когда-либо видели), но и доработали игровой процесс.
Это глубокая и сбалансированная стратегия, насыщенная взаимодействием между игроками, которая потребует от вас принятия непростых решений. В конце концов, строить эластичную экономическую модель, предугадывать действия соперников, отыскивать грань между деньгами и победными очками, всегда выбирать правильное время и правильное место — это совсем не легко, но очень увлекательно.
И всё это заключено в простых и лаконичных правилах! «Brass. Ланкашир» — настоящая жемчужина английской школы геймдизайна, до сих пор не утратившая своей новизны. Вы и сами увидите, насколько хорош «Ланкашир», когда сыграете в него, ведь Brass — это любовь с первой партии.
«Brass. Ланкашир» — это история конкурирующих компаний в период английской промышленной революции в 1770—1870 годах. Вам предстоит строить предприятия и модернизировать их; развивать водное и железнодорожное сообщение от локаций, уже входящих в вашу транспортную сеть, к новым местам; производить уголь и железо, торговать различными товарами…
Все действия совершаются с помощью карт из личной колоды: местность или тип предприятия указывают вам, где на карте вы можете выполнить действие. Вам нужно трезво оценить, какие возможности таит набор карт, попавший к вам в руки, а какие — ещё скрыты в колоде. Эти ограничения и оригинальный порядок хода открывают интересные стратегические возможности: вам предстоит точно рассчитывать, где и когда поставить новую фабрику, и с умом выбирать время для продажи товаров и развития транспортной сети.
«Ланкашир» — это всё тот же классический Brass, но в своей лучшей форме. Оформление и дизайн, баланс игровых механик и компоненты не просто переработаны, но доведены до совершенства. Неспроста у этого проекта столько поклонников! Раньше в процессе партии из игры убирались случайные карты, теперь же состав колоды строго фиксирован для каждого числа игроков, что даёт более точный баланс возможностей. Была перестроена география игрового поля, и теперь все маршруты ясны. А ещё «Ланкашир» подходит тем, кто любит играть вдвоём, причём здесь у вас будет выбор из двух разных сторон игрового поля!
Обзор от Елены Шкутковой поможет вам быстро познакомиться с игрой:
Сравнение обеих версий можно посмотреть в этом видео на канале Geek Media:
Также две игры сравнивает в своей интересной статье Александра из блога «Пронастолки».
Для тех, кто перешёл к этому разделу сразу, немного повторимся и расскажем о предыстории обеих игр.
И «Ланкашир», и «Бирмингем» — потомки легендарной игры Brass, выпущенной в 2007 году. Её автор Мартин Уоллас готовил к 2017 году переиздание. Но за 10 лет у него накопилось огромное количество идей — как своих, так и преданных фанатов. В результате у него получились две версии: «Ланкашир» больше похож на оригинальный Brass, но улучшенный, а «Бирмингем» — его переосмысление с новыми механиками. И обе они пользуются невероятным успехом: «Бирмингем» давно расположился на 1-м месте в топ-100 всех игр по версии сайта BoardGameGeek, и на 1-м же — в топе стратегий, а «Ланкашир» — на 20-м и 15-м соответственно.
Каждая из этих игр имеет шансы покорить вас, но какая подходит больше именно вам? Основа у обеих одинаковая: и там, и там, вы будете налаживать сообщение между городами, строить предприятия, производить ресурсы, тратить их на строительство новых предприятий или отправлять на продажу. Вместе с соперниками вы создадите изменчивую экономику региона, на которую будет влиять стиль игры каждого из вас.
Обе версии обладают своим темпом и своим характером. В этом разделе мы собрали все отличия в правилах, чтобы помочь вам составить впечатление.
Рассмотреть потрясающие компоненты делюкс-версии обоих игр и сравнить их можно в атмосферной видеораспаковке на канале ZUNDRA GRAPES:
Рекомендованное количество игроков
В обе игры можно играть составом от 2 до 4 игроков. «Бирмингем» хорошо масштабируется, и при игре вдвоём вы сами сможете решать, насколько плотно хотите взаимодействовать и насколько агрессивно играть. А в «Ланкашире» есть ещё дополнительная сторона игрового поля для двоих игроков, которая не позволит вам уворачиваться от прямого конфликта. При этом вы по-прежнему можете играть в «Ланкашир» вдвоём и на карте для 3—4 игроков, где попросторней и меньше поводов подрезать друг друга.
Разное количество зданий и их типы
В обеих версия вы будете строить сеть промышленных зданий — в их типах и правилах, по которым они работают, заключены основные различия, делающие две версии разными играми.
К производственным зданиям «Ланкашира» (угольные шахты и литейные) в «Бирмингеме» добавляются пивоварни, а к фабрикам (текстиль) — ещё гончарные мастерские и мануфактуры. Гончарные мастерские в некотором роде замещают верфи «Ланкашира»: механизм похож, но адаптирован под новые игровые условия. Кроме того, в «Ланкашире» есть здания, связанные с продажей товаров, — это порты. В «Бирмингеме» их нет, и продажи осуществляются иначе — через посиделки за бочонком пива.
Конечно, всё это создаёт пространство для разных тактик и влияет на динамику соперничества. В «Ланкашире» меньше зданий, но больше решений, связанных с выбором контрольных местностей на карте, без которых сеть не будет эффективна, отчего многие находят его более лаконичной игрой. В «Бирмингеме» больше типов зданий и больше решений, связанных с выбором, какие типы развивать, что создаёт больше путей к победе. Однако в обеих версиях сильны обе составляющие: и тактическая, и стратегическая.
Действие продажи
Вместо портов, через которые игроки продают товары в «Ланкашире», используя свою транспортную сеть, в «Бирмингеме» — жетоны коммерсантов. Их не нужно строить, области для них расположны по краям карты. Чтобы продать что-то коммерсанту, игроку нужно дотянуть до его области свою транспортную сеть. При этом жетоны коммерсантов каждую партию перемешиваются и выкладываются в случайные области, так что раз от раза потребность в определённых ресурсах будет сосредоточена в разных местах карты.
Эта особенность «Бирмингема» дарит ему дополнительную реиграбельность. Но порты «Ланкашира», а точнее борьба за их строительство и использование, создают в этой версии основные точки напряжения между игроками.
Использование сырья
В отличие от железа, которое всегда доступно к покупке на рынке, и угля, которое доступно к покупке, если вы наладили сообщение с коммерсантами, бирмингемское пиво можно только произвести. А использовать его могут точно так же все игроки, чья транспортная сеть это позволяет. Пиво — востребованный ресурс, необходимый для продаж, а потому основные точки напряжения строятся в «Бирмингеме» вокруг него.
Действие разведки
Действие разведки — новшество «Бирмингема». Этим действием можно обменять две карты с руки на два джокера: с предприятием и с местностью. В «Ланкашире» же можно потратить оба действия, доступные в свой ход, и две карты с руки на строительство любого доступного предприятия в любом месте. Механизм, задействованный в «Ланкашире», игроку обходится дороже, но даёт возможность сделать что-то решительно немедленно, а не получать джокеров предварительно, что хорошо сочетается с уровнем кризисности этой игры. Механизм «Бирмингема» даёт игроку больше гибкости в планировании на будущее, ведь карты джокеров остаются на руках до их розыгрыша на любом последующем ходу, что хорошо сочетается с разнообразием стартовых условий этой игры.
Действие ссуды и деньги
Вы начинаете партию в «Ланкашир» с 30 монетами (25 для двоих игроков), а в «Бирмингем» — с 17. Пополнять капитал можно в том числе с помощью действия ссуды, которое даёт мгновенные деньги, но уменьшает доход в целом. «Ланкашир» позволяет вам контролировать свои долги, выбирая ссуды на разные суммы, в «Бирмингеме» вы всегда берёте 30 монет за раз.
Да, в «Бирмингеме» вы сильнее ограничены в начале игры, но деньги нужны вам только для развития, они не приносят победных очков. В «Ланкашире» же — приносят, а из-за этого в конце второй эпохи ссуды станут недоступны.
Сравнительное мнение про обе игры от канала «Твой игровой»:
Ознакомиться с правилами и игровым процессом можно в летсплее на канале Beznal 72:
Партия длится две игровые эпохи: эпоху каналов (1770—1830) и эпоху железных дорог (1830—1870), разбитых на раунды. Их количество зависит от количества участников в игре.
В каждом раунде игроки поочерёдно делают ходы. Все действия совершаются с помощью карт из личной колоды: местность или тип предприятия указывают вам, где на карте вы можете выполнить действие. В свой ход вы выполняете 2 действия (можно одинаковые):
- Строительство предприятия. Вы выкладываете со своего личного планшета на поле жетон предприятия наименьшего уровня. За некоторые необходимо будет заплатить углём или железом. Вы также можете потратить 2 любые карты и сразу оба своих действия, чтобы выполнить одно строительство на любой локации.
- Модернизация предприятия. Вы сбрасываете с личного планшета жетоны меньших уровней — теперь при строительстве вам будут доступны более сильные предприятия, приносящие больший доход или большее количество победных очков.
- Сообщение. Строя каналы (в первую эпоху) и железные дороги (во вторую) вы развитие водное и железнодорожное сообщение от локаций, уже входящих в вашу транспортную сеть, к новым местам.
- Продажа произведённых товаров. Производственные здания, соединённые сетью дорог с портом или рынком, дают возможность бменять товары на деньги или победные очки.
- Получение денег в качестве ссуды. Пренебрегать ссудами не стоит, но большое количество долгов уменьшает ваш доход.
Если вы не можете или не хотите выполнять действие, вы можете пропустить ход. Но в этом случае вам всё равно нужно сбросить одну карту с руки. Стоит ли говорить, что таких ситуаций нужно стремиться избегать! В конце хода вы пополняете руку до 8 карт.
Порядок хода в следующем раунде зависит от того, кто потратил меньше денег в прошлом раунде, — он будет ходить первым, а дальше игроки выстраиваются в порядке возрастания трат. Затем все получают доход и начинается новый раунд.
Победные очки начисляются два раза за игру — в конце каждой эпохи. Ваши жетоны сообщения приносят вам столько очков, сколько символов сообщения в примыкающих к ним локациях. Ещё очки приносят построенные предприятия, но не любые, а только перевёрнутые. Мало заработать денег и настроить зданий, нет, вы должны создать работающую сеть востребованных предприятий!
Ваши угольные шахты и литейные заводы приносят уголь и железо. Они перевернутся, как только с них будет снят последний кубик сырья. Железо с заводов будут тратить все игроки при строительстве новых предприятий, причём не важно, на чьём заводе оно лежит и соединён ли тот транспортной сетью с новой локацией. Игроки просто снимают нужное им количество кубиков железа с поля. Да, вы можете произвести железо в надежде потратить его на строительство, а им может воспользоваться другой игрок. Но, во-первых, очки за завод получите вы, а, во-вторых, всё это создаёт саморегулирующуюся экономику. Железо можно купить, и расценки на рынках напрямую зависят от того, насколько сейчас в индустрии избыток или нехватка.
Уголь тратится похожим образом, но есть два важных отличия. Во-первых, уголь необходим для строительства железных дорог. Во-вторых, нельзя взять уголь с любой шахты на поле, только с ближайшей соединённой транспортной сетью. Исторически это объясняется тем, что предприятиям в те времена требовалось относительно мало железа, поэтому его могли перевозить и просто в запряжённых лошадьми телегах. А вот угля добывалось огромное количество и транспортные сети создавались с учётом его производства.
Текстильные фабрики и порты переворачиваются, когда вы выполняете действие продажи. Успех торговли зависит от продуманности вашей транспортной сети! С верфями же всё просто: они переворачиваются сразу, как вы их построите, однако перед строительством их необходимо модернизировать.
В итоге вы и ваши соперники создаёте единый живой организм из предприятий, каналов, железных дорог и рынков, где всё переплетено и любое изменение влияет на возможности всех игроков! Brass требует от вас быть гибким, но способным планировать далеко вперёд, а понимание динамики промышленной революции и умение извлекать из этого выгоду будут расти с каждой партией.
В игре «Brass. Ланкашир» 70 карт размером 63 × 89 мм.
Правообладатель сменил фабрику производства игры, и мы проверили, как сидят на картах нового издания наши фирменные протекторы. Они подходят хорошо, но учтите, что сидят на картах впритык, практически без запаса сверху.
Вам понадобится 1 пачка протекторов Crowd Games или 2 пачки протекторов Crowd Games Premium для карт 63 × 88 мм.
Мартин Уоллас — один из самых известных и уважаемых разработчиков настольных игр в мире. Каждый из этих шедевров входил в своё время в сотню лучших игр сайта BGG: Railways of the Word, Steam, Age of Steam — а теперь входят обе версии Brass! Также он является автором таких известных игр, как London и «Плоский мир. Анк-Морпорк».
Гэван Браун — графический дизайнер, разработчик и издатель. В 2014 году он получил главную канадскую премию в области разработки игр — Canadian Design Awards. Будучи руководителем издательства Roxley Games Гэван выпустил такие хиты как Eminent Domain и Santorini. Мартин Уоллас — его любимый геймдизайнер.
Мэтт Толман — разработчик, двукратный лауреат премии Canadian Design Awards, автор Undermining и Super Motherload. Разработка настольных игр является его основной профессией.
Давид Форе и Лина Коссетт — семейная пара французских художников из Квебека, скрывающаяся под псевдонимом мистер Каддингтон. Они проиллюстрировали множество настольных игр, среди которых «Чартерстоун», Unfair и Santorini.
Дамьен Маммолити — известный канадский художник, сотрудничающий со многими игровыми компаниями: от CD Projekt Red и SEGA до Pazlo Publishing и Fantasy Flight Games. Крайне рекомендуем заглянуть на его страницу на ArtStation и посмотреть на невероятные игровые поля без наложенных надписей и иконок. Оно того стоит!
Brass — игра, проверенная и выдержанная временем. В отношении мало какой настольной игры критики сходятся в единодушном положительном мнении. Но критики критиками, а вот что говорят о Brass сами настольщики:
Мартин Уоллас крут! Один из моих любимейших геймдизайнеров, и это точно его лучшая игра. Она особенная и много лет оставалась для меня лучшей. Взаимодействие и взаимосвязь игроков в ней такие, каких я не видел ни в одной другой игре. Отличная задумка с тем, что эпоха каналов становится твоей платформой для эпохи железных дорог. Механика порядка хода очень классная, и особенно здорово, что она полностью управляема. А ещё тебе постоянно приходится балансировать на грани, например, решать, строить ли предприятие, чтобы помочь себе, зная, что это может помочь другим. Из-за этих напряжённых решений я и сажусь играть в неё снова и снова. Brass — настоящий шедевр.
Fremen (пользователь BoardGameGeek)
Моя любимая игра того времени. Чем больше я в неё играю, тем больше открываю для себя гениальный баланс взаимодействия, стратегии и удачи. Brass умело погружает вас в себя и обладает всеми ингредиентами идеального симулятора производства.
Clatch (пользователь BoardGameGeek)
Это одна из самых увлекательных игр, в которые я играл. Как представлю, как я играю в неё с тремя другими опытными игроками, так сразу мурашки по коже.
Ambrose (пользователь BoardGameGeek)
Одна из лучших игр, в которые я играл. Никогда не против сыграть в неё ещё раз.
LarsNL (пользователь BoardGameGeek)
По мне, так это очень многогранная игра. Я делаю всё, чтобы победить, но часто терплю неудачу. Поэтому битва против самой игры интересна мне не меньше, чем против других участников. Вряд ли она мне когда-нибудь разонравится.
Kevin_Whitemore (портала BoardGameGeek)
Правила игры на канале Board Game Community:
Летсплей на четверых на канале Board Game Community:
Летсплей на троих на канале «Твой Игровой» (часть 1):
Летсплей на троих на канале «Твой Игровой» (часть 2):
Правила игры от Пола Грогана и Gaming Rules! (видео на английском языке):
Летсплей и обзор игры от Пола Грогана и Gaming Rules! (видео на английском языке):
Обзор игры на канале No Pun Included (видео на английском языке):
Обзор игры на канале Before You Play (видео на английском языке):
Обзор игры на канале The Dice Tower (видео на английском языке):
Правила игры «Brass. Ланкашир» на русском языке от Crowd Games.
Страница игры «Brass. Бирмингем» на нашем сайте.
Обзор на «Brass. Ланкашир» от «Бородатого блога».
Страницы игры на сайтах «Тесера», «Настолио» и BoardGameGeek.